1939г.
Орден Трудового Красного Знамени

В ознаменование 90-й годовщины завода и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения

Первый орден заводу

В январе 1939 года коллектив рабочих судоверфи завода «Красное Сормово» закончил изготовление корпусов двух морских комбинированных землечерпалок мощностью 750 м3 грунта в час. Производство таких судов в СССР осваивалось впервые.

Трудовая победа сормовичей была одержана в преддверии знаменательного события: в 1939 году исполнялось 90 лет со дня основания завода.

4 декабря 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: «В ознаменование 90-й годовщины горьковского завода «Красное Сормово» и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения наградить завод «Красное Сормово» орденом Трудового Красного Знамени.

1943г.
Орден Ленина

За успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

1945г.
Орден Отечественной войны 1-й степени

За самоотверженный труд по организации массового выпуска танков и другой оборонной продукции

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

О трудовом подвиге сормовичей напоминает еще одна ценная реликвия – Красное знамя Государственного Комитета Обороны, оставленное заводу на вечное хранение, которое в годы войны 33 месяца подряд присуждалось заводу «Красное Сормово» за высокие результаты труда.

 

1949г.
Орден Ленина

За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завода

НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ

Закончилась Великая Отечественная война, советский народ возвращался к мирному труду.

С первых дней послевоенной пятилетки возобновилось и приняло широкий размах производство различных деталей для паровозов и вагонов. Сормовский завод становится единственным в стране поставщиком вагонных колес, а для сельского хозяйства – поставщиком газогенераторных установок и запасных частей для тракторов.

В канун 100-летнего юбилея «Красного Сормова» свыше 2000 новаторов и старых производственников были награждены значками «Отличник социалистического соревнования», а более 180 рабочим металлургических цехов присвоено звание «Лучший металлург». За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завод был награжден вторым орденом Ленина. Это был четвертый орден на знамени завода.

1970г.
Орден Октябрьской Революции

За успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники.

НА ВЕРШИНЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Атомный ракетоносец «Скат»

Крупнейшим достижением сормовской школы подводного кораблестроения стало создание и строительство атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 670 «Скат», вооружённой крылатыми ракетами подводного старта, что обеспечивало выход ПЛ на стартовые позиции без потери скрытности.

В 1967 году атомная субмарина проекта 670 была спущена на воду. Накануне 50-летия Октября проведены государственные испытания, и головная АПЛ «Скат» была принята в состав Краснознамённого Северного Флота.

В 1970 году за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники завод «Красное Сормово» был награждён пятой государственной наградой – орденом Октябрьской революции.

От «Щуки» до «Барракуды»

17 Мар 2016

Завод «Красное Сормово» отмечает 110-летие подводного флота России. Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника — профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота Российской Федерации. В этом году дата юбилейная – ровно 110 лет назад в классификацию судов Российского флота был включен особый класс кораблей – подводные лодки (ПЛ). Для сормовичей – это важное событие, которое изменило судьбу завода. В преддверии этого праздника сотрудники предприятия вспоминают, как развивалось подводное кораблестроение на «Красном Сормове», создавались проекты и строились подлодки, внесшие самый значительный вклад завода в оборону страны.

Как все начиналось

В истории подводного кораблестроения завода «Красное Сормово» много знаменательных дат, но дата 14 июня 1929 года - особая. В этот день на завод пришло задание Управления Военно-Морских сил на постройку первой подводной лодки типа «Щука» III серии. Лодка проекта Щ-304 называлась «Комсомолец». В 1934 году она  была принята в состав ВМФ. Экипаж «Комсомольца» был награжден орденами и медалями за первый же успешный поход в годы Великой отечественной войны, в ходе которого подлодка подверглась массированному обстрелу со стороны противника, но ей все же удалось вернуться на рейд.

С подлодок типа «Щука» начался особый период в истории «Красного Сормова»: три  четверти века сормовичи обеспечивали оборону страны подводными лодками. Всего за 75 лет (с 1930 по 2005 г.г.) подводного судостроения трудом, умением и мастерством трех поколений сормовичей построено и сдано ВМФ более 300 боевых подводных кораблей, в том числе 26 атомных.

                                                                                               Подводная лодка типа «Щука»

Вклад в Победу

Каждая пятая довоенная советская подлодка – это подлодка, построенная на сормовском заводе. За годы войны моряки получили 27 сормовских ПЛ из 53, построенных в СССР в этот период. «Щуки», «Малютки», «Эски» успешно воевали на всех фронтах и самоотверженно действовали на вражеских коммуникациях.

                                                                                       Герой Советского Союза А.И. Маринеско

В историю вошла знаменитая «Атака века», совершенная подводной лодкой «С-13» под командованием А.И. Маринеско, которому принадлежит первое место среди советских подводников по тоннажу потопленных вражеских судов во время войны.

Новое оружие

В середине 50-х годов в СССР начались масштабные работы по созданию ракетно-ядерного океанского флота, способного обеспечить государственные интересы страны в мировом океане. Была поставлена задача создать многоцелевые подводные лодки и расширить их боевые возможности. Оснащение кораблей сормовской постройки ракетным оружием началось с переоборудования нескольких строящихся серийно дизель-электрических подводных лодок. Опыт их постройки, эксплуатации и испытаний нового оружия был учтен в большой ракетно-торпедной ПЛ проекта 651. Строительство и сдача ВМФ серии этих кораблей в 60-е годы явилось для рабочих и специалистов завода огромной школой постижения и накопления опыта корабельного мастерства.

                                                                                    Памятная табличка на рубке подводной лодки,

                                                                                      установленной на центральной аллее  завода

Варшавянка

В 1979 году на Сормовской верфи была заложена большая дизель-электрическая подводная лодка третьего поколения проекта 877 «Варшавянка», имеющая славу подводного охотника. Высокие мореходные качества и маневренность, обеспеченные совершенной формой и конструкцией корпуса, исключительная малошумность, гидроакустический комплекс, высокая боевая мощь и надежность принесли «Варшавянке» международное признание. Ряд  ПЛ этого проекта был построен для стран Варшавского договора.

 

                                                                                     Подводная лодка «Варшавянка» проекта 877

Барракуда

Параллельно шла работа над атомными океанскими ПЛ «Барракуда», «Кондор». Это проект 945 - атомной подводной лодки третьего поколения. В проект закладывали  торпедно-ракетный комплекс с увеличенным боезапасом и дальностью действия, применение нового гидроакустического и навигационного комплекса, радиоэлектронного вооружения, средств связи, спасательной камеры и другое. С учетом заданной глубины погружения и высоких требований по ограничению водоизмещения в качестве конструкционного материала был принят титановый сплав.

                                                                                                 Подводная лодка «Барракуда»

Освоение проекта, аналогов которому не было в мире, явилось невиданным ранее техническим и технологическим прорывом завода.

В 1984 году головная АПЛ проекта 945 «Барракуда» вошла в состав Военно-Морского Флота страны. В последующие годы флот получил еще три уникальных корабля, последний из них пр. 945 А «Кондор» (1993 г.) признан одной из лучших подводных лодок XX столетия.

В апреле 2005 года заводскую гавань покинула последняя подводная лодка. Огромен вклад сормовских корабелов в укрепление могущества Военно-Морского Флота. В знак этого на центральной аллее завода установлен памятник создателям подводных лодок, своим талантом, трудом, героизмом, прославивших Сормовский завод.

                                                             Спуск на воду подводной лодки проекта 636 «Варшавянка» в 2005 году.

В заводском музее функционирует постоянная экспозиция, посвященная истории сормовского подводного кораблестроения.

Здесь всем желающим могут провести экскурсию, показать экспонаты легендарных подводных лодок.

                                                             Экспозиция, посвященная истории сормовского подводного кораблестроения

Логотип Объединенной Судостроительной Компании Арсенал победы Новости Новости Новости Судостроение Новости Патенты сертификаты лицензии Новости Газета «Красный Сормович»