1939г.
Орден Трудового Красного Знамени

В ознаменование 90-й годовщины завода и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения

Первый орден заводу

В январе 1939 года коллектив рабочих судоверфи завода «Красное Сормово» закончил изготовление корпусов двух морских комбинированных землечерпалок мощностью 750 м3 грунта в час. Производство таких судов в СССР осваивалось впервые.

Трудовая победа сормовичей была одержана в преддверии знаменательного события: в 1939 году исполнялось 90 лет со дня основания завода.

4 декабря 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: «В ознаменование 90-й годовщины горьковского завода «Красное Сормово» и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения наградить завод «Красное Сормово» орденом Трудового Красного Знамени.

1943г.
Орден Ленина

За успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

1945г.
Орден Отечественной войны 1-й степени

За самоотверженный труд по организации массового выпуска танков и другой оборонной продукции

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

О трудовом подвиге сормовичей напоминает еще одна ценная реликвия – Красное знамя Государственного Комитета Обороны, оставленное заводу на вечное хранение, которое в годы войны 33 месяца подряд присуждалось заводу «Красное Сормово» за высокие результаты труда.

 

1949г.
Орден Ленина

За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завода

НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ

Закончилась Великая Отечественная война, советский народ возвращался к мирному труду.

С первых дней послевоенной пятилетки возобновилось и приняло широкий размах производство различных деталей для паровозов и вагонов. Сормовский завод становится единственным в стране поставщиком вагонных колес, а для сельского хозяйства – поставщиком газогенераторных установок и запасных частей для тракторов.

В канун 100-летнего юбилея «Красного Сормова» свыше 2000 новаторов и старых производственников были награждены значками «Отличник социалистического соревнования», а более 180 рабочим металлургических цехов присвоено звание «Лучший металлург». За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завод был награжден вторым орденом Ленина. Это был четвертый орден на знамени завода.

1970г.
Орден Октябрьской Революции

За успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники.

НА ВЕРШИНЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Атомный ракетоносец «Скат»

Крупнейшим достижением сормовской школы подводного кораблестроения стало создание и строительство атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 670 «Скат», вооружённой крылатыми ракетами подводного старта, что обеспечивало выход ПЛ на стартовые позиции без потери скрытности.

В 1967 году атомная субмарина проекта 670 была спущена на воду. Накануне 50-летия Октября проведены государственные испытания, и головная АПЛ «Скат» была принята в состав Краснознамённого Северного Флота.

В 1970 году за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники завод «Красное Сормово» был награждён пятой государственной наградой – орденом Октябрьской революции.

Вклад завода «Красное Сормово» в Великую Победу

07 Май 2015

СОХРАНИМ НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО. Заводу «Красное Сормово» 165 лет. Его история богата и разнообразна. В ней много славных, героических страниц, связанных с защитой нашей Родины. Практически с начала своего основания Сормовский завод работал на оборону страны.

Началась Великая Отечественная война. Выполняя Постановление Государственного Комитета Обороны № 1 от 1 июля 1941 года о немедленной организации производства танков Т-34 и боеприпасов, коллектив завода решил невероятно сложную задачу – за 1,5 месяца перестроил производство и начал выпуск боевых машин. И это – трудовой подвиг сормовичей. Всего за четыре военных года в Сормове было построено более 13 тысяч танков. Выпущено 3 млн. снарядов для «катюш» и для танковых пушек. Из 53 подводных лодок, построенных в годы войны в Советском Союзе, 26 были сормовские. За героический труд коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.), орденом Великой Отечественной войны (1945 г.). В годы войны завод 33 раза завоевывал переходящее Красное Знамя ГКО. За особые заслуги оно оставлено заводу на вечное хранение и сегодня является одной и священных реликвий завода. В музее завода хранится огромная масса информации о вкладе предприятия в Великую Победу – экспозиции, выставки, макеты, фотографии, документы, воспоминания ветеранов и многое другое. Всё это дало возможность заводу принять участие во всероссийской научно-практической конференции «Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войны: проблемы и решения». Доклад сормовичей признан одним из успешных. Сохранение памяти об Отечественной войне является священным делом для сормовичей. Один из примеров этого – история танкового мемориала, который находится на площади Славы около Северной проходной. В 1946 году офицеры и воины 66-го гвардейского танкового полка 12-й гвардейской танковой дивизии в составе Группы советских войск в Германии решили передать одну из боевых машин труженикам завода «Красное Сормово» для памятника Победы. «На ваш завод наша часть отправляет исторический танк, который сошёл с конвейера «Красного Сормова» в дни Великой Отечественной войны, - писал сормовичам командир воинской части, Герой Советского Союза, гвардии полковник Михаил Степанович Пискунов.- Это оружие-реликвия с боями прошло от Вислы до стен Рейхстага, танк первым в упорном бою ворвался в фашистскую столицу. На этом танке Т-34 № 4120483 вёл в бои танковый взвод отважный командир – гвардии лейтенант Пётр Пимович Сурков. Вёл машину умелый механик-водитель гвардии старший сержант Александр Павлович Гашев. Из замечательной пушки разили врага командир орудия гвардии старший сержант Сергей Дмитриевич Гусев, заряжающий гвардии старший сержант Иосиф Иванович Никитин, радист-пулемётчик гвардии старший сержант Владимир Власович Спильный. У всех у них грудь увешана боевыми орденами и медалями. Мотор танка отработал две гарантийных нормы. Танк уничтожил четыре противотанковых орудия, шесть миномётов, девять пулемётных точек, уничтожил три вражеских танка и до 280 солдат и офицеров фашистской армии. После грозных боёв с врагом танк в полной исправности прослужил на охране мира и независимости нашей Родины далеко за рубежом родной земли больше года. И вот он целый и невредимый возвращается на родной завод…» Тогда же танк был водружен на постамент на территории «Красного Сормова». В 1966 году в Сормове - впервые за двадцать лет после войны - произошла встреча экипажа прославленного танка - всех пятерых танкистов-гвардейцев. Встреча состоялась благодаря поисковой работе «красных следопытов» - сормовских и челябинских пионеров. О том незабываемом событии газета «Красный сормович» писала: «Только настоящие друзья, братья могут так встречаться. Эти пятеро знают цену жизни. Это была встреча боевой семьи – экипажа танка, который в победном мае 1945 года первым ворвался в пылающий Берлин».

Вторая встреча славного экипажа танкистов с сормовичами и со своим стальным другом произошла в феврале 1975 года. На встрече присутствовали командир танковой бригады Герой Советского Союза М.С. Пискунов и Е.Э. Рубинчик – в годы войны он был директором завода, построившего более 12 тысяч легендарных «тридцатьчетвёрок». А в 1980 году танк Т-34 №422 встал на постаменте у Северной заводской проходной, рядом с первым отечественным танком «Борец за свободу тов. Ленин», который был построен сормовичами в 1920 году… И вот через 40 лет после той последней встречи в Сормово с Урала прибыли дети, внуки и правнуки одного из членов экипажа танка-памятника – Иосифа (Зосима) Ивановича Никитина: шестнадцать человек в возрасте от пяти до шестидесяти лет. Погода в этот майский день благоприятствовала гостям – было тепло и солнечно. Прямо с утра они направились на долгожданную встречу – поклониться и возложить цветы на броню дедовского танка. - Невозможно было сдержать слёзы, когда я дотронулась до танка своего любимого деда, - призналась позднее Юлия Устюгова, внучка героя-фронтовика. Дети и взрослые украсили памятник красными гвоздиками, много раз обходили его, рассматривали со всех сторон, фотографировали. Мужская половина гостей не смогла удержаться, чтобы не взобраться на танковую броню. Казалось, эта стальная махина, эта нагретая ласковым солнцем броня притягивает к себе людей, как магнит…

Потом была экскурсия по музею истории завода «Красное Сормово», долгая и тёплая беседа за чайным столом с пирогами. Сотрудники музея узнали много нового о довоенной жизни Зосима Никитина и о том, как сложилась послевоенная судьба гвардии старшего сержанта.

Он родился в 1926 году и был четырнадцатым ребёнком в семье. До войны получил специальность плотника и столяра. Своими руками делал самую разнообразную мебель. В ноябре 1943 года был призван в армии. Первый танк получал в Нижнем Тагиле. Второй боевой машиной, с которой он дошёл до Победы, стал сормовский танк Т-34 №422. Экипаж получил его на фронте в конце 1944 года. Уральцы привезли письмо Зосима Ивановича, адресованное «красным следопытам» и датированное 1968 годом. В нём есть рассказ о бое, который произошёл утром 27 апреля 1945 года в Берлине: «Враг яростно сопротивлялся. Он окопался на Александрплац (крупнейшая площадь Берлина – ред.), не давая нашим стрелковым частям продвигаться вперёд. Перед экипажем танка №422 была поставлена задача: любыми средствами взобраться на железнодорожное полотно (оно было высотой 4-5 метров), развернуться и по полотну быстро выйти к Александрплац. На пути был мост, в районе которого горело несколько немецких и наших танков. Экипаж танка №422 засёк огневые точки противника, по сигналу стремительно двинулся вперёд, преодолел насыпь и по железнодорожному полотну устремился к цели. Орудийный огонь вёл командир орудия Гусев, а огонь из лобового пулемёта – стрелок-радист Спильный. Я, как заряжающий, так быстро производил перезарядку спаренного пулемёта и орудия, что экипаж танка вёл непрерывный огонь. За нашим танком стремительно продвигались другие, поддерживая нас своим огнём. Немцы, не ожидавшие такой дерзкой атаки, начали в панике отступать. Одно из немецких орудий пыталось в упор расстрелять наш танк, но было разбито метким выстрелом С.Д. Гусева. Танк №422 проскочил по железнодорожному мосту и завязал бой за Александрплац. Второе немецкое оружие, тоже пытавшееся стрелять по нашим танкам, было раздавлено гусеницами нашей «тридцатьчетвёрки»… Зосим Иванович Никитин награждён орденом Славы III степени и орденом Красной Звезды, медалями «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина», знаком «Отличный танкист». До 1950 года Зосим Никитин служил в гвардейском танковом полку 12-й гвардейской танковой дивизии в составе Группы советских войск в Германии. Был водителем «Студебеккера» - возил командира полка (впоследствии генерал-майора танковых войск) Михаила Степановича Пискунова. Вернувшись на родину, женился на славной девушке, тоже носившей красивое и редкое имя – Анфиса. Работал на лесовозе, а потом более 20 лет – водителем в пожарной части. У Никитиных родились сын и дочь, а сегодня Зосим Иванович мог бы гордиться четырьмя внуками и восемью правнуками! Среди потомков отважного танкиста есть рабочие и инженеры, юристы и программисты, экономисты и педагоги – славная, дружная российская семья.

Гости с интересом познакомились с музейными экспозициями. Мальчишки были просто счастливы, когда им разрешили примерить настоящие шлемы танкистов. А сын Никитина, Евгений Зосимович был поражён и обрадован не меньше, когда среди музейных экспонатов в отделе подводного судостроения увидел магнитный компас КМ-100. - Я делал такие приборы на нашем приборостроительном заводе – 20 лет проработал токарем! А наша мама, Анфиса Николаевна, трудилась на сборке этих компасов. Евгений Зосимович пояснил, что завод штурманских приборов был эвакуирован в Челябинскую область в 1941 году из Ленинграда и производил для кораблей Военно-Морского Флота компасы, транспортиры, параллельные линейки, якорь-грузы для карт… 5 мая в адрес генерального директора завода пришло письмо из уральского города Катав-Ивановск: «Вся наша семья очень благодарна Вам за то, что Вы откликнулись на нашу просьбу. Большое спасибо за организацию такой тёплой встречи. Она останется в наших сердцах навсегда!» Как важны, как нужны нам такие встречи! Всем - и потомкам героев-фронтовиков, и нам, наследникам трудовой славы сормовичей. Они оставляют непередаваемое и окрыляющее чувство духовного родства, осознание того, что мы – единый народ. Единый, несмотря на разделяющие нас времена и расстояния. И в этом наша великая сила.

Логотип Объединенной Судостроительной Компании Арсенал победы Новости Новости Новости Судостроение Новости Патенты сертификаты лицензии Новости Газета «Красный Сормович»